Главная » 2011 » Октябрь » 16 » Обычаи и традиции кыргызского народа
Обычаи и традиции кыргызского народа
15:03

Прежде всего надо понимать, что исторически обычаи , обряды и собственно культура кыргызского народа прошли довольно непростой путь своего исторического развития.

Ведь для того, чтобы найти хорошие пастбища кочевники-скотоводы вместе с семьями и своим родом очень часто перемещались и вели в целом кочевой, а не оседлый образ жизни. Естественно происходил обмен культурой, технологиями и изобретениями с теми людьми которые встречались в ходе такой кочевой жизни. Сами по себе обычаи и обряды, передаваемые из поколения в поколение, сегодня представляют собой богатую и изощренную по своей сложности этнокультурную систему.

Все киргизские традиции можно поделить по типам на : обычаи и обряды, которые связанны с рождением человека, его жизнью, сватовством, помолвкой, свадьбой, похоронно-поминальным циклом, календарем, кочевкой и материальными объектами культуры. Обряды, связанные с рождением. Конечно у любого народа такое событие как рождение ребенка считалось самым важным и радостным событием в жизни семьи и рода. Ребенка благословляли на благополучную и продолжительную жизнь аксакалы и пожилые женщины. Ребенок в семье был символом продолжателя рода и его традиций, символом бессмертия народа. Поэтому еще до его рождения беременную женщину старались всячески оберегать от тяжелых домашних забот, запрещали выходить за пределы аила без сопровождения, всякими магическими действиями оберегали от нечистых сил и злых духов.

Для защиты от них беременная женщина прибегала к разным амулетам. Она обязательно привешивала к своей одежде амулет «тумар» с зашитым в него изречением из Корана. Амулет обычно носили на левой стороне груди, возле плеча. Для охранения рожающей женщины от злых духов во время родов в юрте днем и ночью горел огонь. Возле очага острием к двери лежал нож. Согласно древним поверьям, эти предметы отпугивали и отгоняли злых духов и другие вредоносные силы. По случаю рождения младенца существовал целый ряд действий. Во-первых, это был «суйунчу» - оповещение, цель которого заключалась в том, чтобы получить подарок за сообщение радостной вести, затем «корундук» - подарки за право посмотреть новорожденного первый раз, «жентек» или «бе шик той» - пир, который устраивают в честь новорожденного.

Особое значение придавали наречению имени ребенку - «ат койуу». По обычаю детей с рождения старались оберечь от злых духов и дурных глаз. Этой цели служили различные амулеты, которые привешивали к колыбели новорожденного или пришивали к одежде. Амулеты представляли собой различные части животных и птиц, изделия из бисера. Многочисленные обряды, связанные с детьми, говорят о том, что сохранение и умножение потомства считалось у кыргызов главной заботой, смыслом их существования.

Благополучной считалась семья, имеющая десять и более детей. «Балалуу уй-базар, баласыз уй-мазар» - «Дом с детьми - это базар (в данном контексте «базар» - «веселая, счастливая семья»), дом без детей - могила», - говорит знаменитая кыргызская пословица. Сватовство, помолка, свадьба. Киргизы всегда относились к женитьбе, свадьбе и всему, что с этим связано очень серьезно и ответственно, старались породниться со знатными богатыми семьями. Обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой у киргизов представляют собой уникальное явление культуры народа. Свадьба, и связанные с ней обычаи и обряды, являются самой красочной и содержательной частью всего обрядового комплекса. Согласно обычаю существовали ранние формы сватовства - «кудалашуу», еще не родившихся детей - «бел куда», и младенцев - «бешик куда».

Существовал обычай добрачных свиданий жениха и невесты «куйелее», или «уйдун жанына бару» - зятевание или знакомство с зятем. Этот обычай освещался нормой обычного права и имел серьезное значение в подготовке к свадьбе. Задолго до свадьбы жених и его близкие друзья останавливались недалеко в стороне от аила невесты. Для свидания будущих молодоженов специально ставили юрту со всеми убранствами. На свидании устраивались различные молодежные игры, развлечения - «кыз ойнотоор». Прежде чем войти в юрту, где его ожидала невеста со своими подругами, он с наружной стороны юрты через небольшое отверстие должен был сбить головной убор невесты «шокуле» - «такыя сайуу». Если он не задевал головного убора невесты, то попытка повторялась несколько раз.

Все эти действа сопровождались веселыми шутками наблюдавших. Затем устраивалось свидание жениха и невесты - «жар корушуу». Устраивались такие развлечения как «тануу» - подвязывание, «бээ кармоо» - ловля кобылы, «кыз куумай» - догони девушку и другие. Этот акт - свидание с невестой - продолжался до утра и имел завершающий характер в подготовке к свадьбе. Наконец до свадьбы, за 15 дней до увоза девушки в свой аил, по обычаю жених давал угощение аилу невесты - «жыгач тушуруу». В день приезда родителей, родственников жениха, в аиле отца невесты устраивали грандиозный свадебный пир - «кыз узатуу». Происходила ритуальная передача всего выкупа за невесту - «калым».

Родители невестки приготавливали приданое - «сеп», которое передавали в день свадьбы стороне жениха. Накануне свадьбы родственницы девушки устраивали обряд «чач еруу» - расплетали девичьи косички и заплетали женские косы. Этот обряд был посвящением перехода в другую взрослую возрастную категорию. При проводе невесты в аил жениха существовал обычай «кыз узатуу», который сопровождался громкими плачами и причитаниями женщин - «кошок айтуу». После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора - вместо «шокуло» на ее голову надевали «элечек» - белый тюрбан, посвящение огню - «отко киргизу», заключение брака - «нике кыюу», смотрины невесты - «келин кору», назначение посаженых родителей - «окул ата, окул эне» и некоторые другие. Невестка, по традиции, не имела права называть по имени родственников мужа - «тергео», ей необходимо было заменять их другими словами.

Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за нее их имена озвучивал, кто-нибудь из присутствующих. Такие женщины пользовались весьма большим уважением. В отношении невестки существовали и другие обычаи запрета. Помимо запрета называть по имени родственников мужа, она не могла сидеть спиной к родственникам мужа, сидеть с протянутой ногой, резко и громко говорить, ходить с непокрытой головой, босой, избегала прямой встречи со старшими родственниками мужа и т.д. Однако и сами старшие родственники мужа соблюдали особый этикет в отношении снохи. Согласно традиции, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род, поэтому ее провожали как будто в последний путь. По обычаю невестка через год посещала аил родного отца - «теркулее», и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. Многие стороны свадебного обряда в модернизированном виде существуют и поныне. Ритуальные традиции. Жизнь человека у кыргызов считалась высшей ценностью. При жизни они старались совершить добрые дела, не обижать друг друга по пустякам, иметь большое потомство и много скота, породниться со знатным родом. Кыргызы делили жизненные события, обстоятельства на «жакшылык» - празднества и «жамандык» - горести. Ко всем жизненным ситуациям человек должен быть готовым психологически. В предсмертном состоянии каждый человек оставлял родственникам завещание - «керез».

Смерть близкого человека считалась трагедией семьи, рода. В юрте, где находилось тело покойного, могли находиться только женщины. Если умер муж, то жена расплетала волосы - «чачын жайган». Только на седьмой или сороковой день ей позволяли вновь их собрать. Похоронный цикл у киргизов состоял из нескольких этапов: похоронные обряды -оповещение о смерти - «кабар айтуу», изображение умершего мужа - «аул кетеруу», переодевание в траурную одежду - «кара кийуу», плач - «екуруу», прием и расположение гостей - «конок алуу», омывание покойника - «сеек жуу», оборачивание покойника в саван - «кепиндее», проводы - «узатуу», похороны - «сеекту койуу»; послепохоронные обряды - общий плач возвращающихся с могил людей - «екуруу», раздача одежд и личных вещей покойного - «муче». В случае если умирала женщина, то всем раздавали небольшие по размеру отрезки ткани - «жыртыш», и проводилась поминальная общая трапеза - «кара аш». Поминальный цикл состоял из трех дней - «учулугу», семи дней - «жетилиги», сорока дней - «кыркы» и одного года - «аш».

Последним этапом полностью завершался траур по умершему. В похоронно-поминальных обрядах кыргызов проявлялись самые лучшие, благородные черты народа: сопереживания, общее состояние траура. Многие обряды, за исключением конноспортивных состязаний и игр, которые устраивались на годовщинах смерти человека, продолжают существовать и сейчас. Календарные даты. В обычаях и обрядах, приуроченных к определенным календарным датам, в остаточном виде сохранились черты древнейших культов, связанные с почитанием природных стихий, животного мира, предков. Все это подчинялось одной функции - обеспечить благополучие семьи, рода, сохранить потомков и приумножить благосостояние. Очень популярен обычай встречи весной Нового года «Нооруз», который праздновали в третьей декаде марта в день весеннего равноденствия; накануне этого дня женщины аила в течение суток варили ритуальное блюдо «сумелек» - жидкую кашу из проросших зерен пшеницы с добавлением молока и небольшого количества мяса. В день наступления Нового года все жители аила одевались в новые одежды и поздравляли друг друга с великим праздником всего года.

Просмотров: 6677 | Добавил: dinamit | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]